Верблюд-гора   альпинизм, скалолазание, Самара
Содержание:

  ЗАБЕГ 08

Главная
Фотогалерея
История
Статьи
Описания маршрутов
Форум
Ссылки
Страница памяти

                                                         

 

 

            Говорят, - бог троицу любит! Оно и понятно, бог сам и есть троица – триединое воплощение отца, сына и пресвятого духа. Постичь это далеко не просто, если вообще возможно, и нам, людям не церковным остается верить, следуя народным приметам в магию, удачу и благотворное влияние цифры «три» на все события  вокруг. Собираясь в третий раз «забежать» на Эльбрус лично я верил, что все будет особенно хорошо. Как бы сама собой сложилась приятная компания из трех человек, превратившаяся в команду «волжан». Чтобы не подвести счастливую цифру «три», я решил готовиться основательно, по плану, который составлял долгими зимними вечерами задолго до «забега». Дело это оказалось интересным и благодарным, ибо выполнение задуманного доставило потом отдельное, особое удовольствие.

            Столько проблем требующих неотложного решения перед отьездом  в горы на меня еще не наваливалось. Уже казалось, что наступил тот самый случай, когда свыше смеются, узнав о наших планах. Но не иначе как третьего числа  все счастливо разрешилось, и я нашел блаженный покой на верхней плацкартной полке скорого поезда  Самара-Кисловодск, столь любимого всеми самарскими альпинистами. Когда едешь не один, все по-другому. Компания хорошая, общаемся без перерыва и с удовольствием, ощущение дороги отсутствует. Мелькает что-то за окном, вокруг кружатся какие-то люди – под стук колес мы слушаем и рассказываем друг другу разные истории, а их у каждого из нас предостаточно. Горы, медицина, лыжи, здоровье, путешествия - всем интересно. Многие в вагоне откровенно навострили уши – пора продавать билеты. Паша рассказывает артистично, Андрей сдержанно, но тоже интересно. Я часто езжу один. По сравнению с компанией не лучше и не хуже – по-другому. Когда ты один, то, наверное, более открыт для новых впечатлений, но в компании намного комфортней и спокойней. Где-то через два вагона притаился Дима, испытанный боец-спасатель, создатель и бессменный администратор нашего интернет сайта. Оказалось, тоже едет на Эльбрус. Мысли время от времени останавливаются на предстоящем испытании – забеге. Я пойду с самого низа, с поляны  Азау. Честных три с лишним километра по вертикали. Твердо решил еще в прошлом году. Андрей тоже склоняется к «экстриму», привык к большим масштабам. За спиной три восьмитысячника. Паша выбрал «классику», по временному формату похожую на привычный ему лыжный марафон.

            Поезд ночью так незаметно подкрался к Пятигорску, что проводница даже туалет  закрыть не успела. На привокзальной площади, успешно отбив первую атаку частников, оцениваем обстановку. Через некоторое время оказываемся в «газели» с тремя поляками. Нам всем в Терскол. Темная, но такая знакомая дорога, виртуозные гаишники, почти на ходу получаюшие от нашего водителя по пятьдесят рублей на каждом посту, пасмурный рассвет, мятая легковушка, уютно разместившаяся на боку в глубоком кювете, горы, проступающие сквозь туман. Доехали хорошо. Заспанные поляки вываливаются на воздух. Кто знал тогда, что одного из них через неделю мы будем безуспешно искать в ночной пурге? А пока без проблем устраиваемся на квартире за 250 руб. с человека и уже через пару часов, попив с дороги чайку,  неспешно идем вверх по дороге к обсерватории и 105 пикету. Горы приветствуют меня легким пожатием головы, в висках слегка постукивает. Акклиматизация началась. Приезд отмечаем ужином в кафе «Купол» и встречей со старыми знакомыми из местных спасателей МЧС. Засыпая на новом месте, слышим из комнаты хозяйки, как та довольно долго общается с кем-то по телефону. На французском.

            У Визбора был «завтрак с видом на Эльбрус», в окно нашей кухни смотрит стена Донгуз-оруна. Чаек, овсянка – обычная утренняя трапеза. Основная задача на ближайшую неделю - получить хорошую акклиматизацию, ведь предстоит интенсивная работа на высоте свыше 5000 метров. Будем забираться повыше, а ночевать пониже, чтобы нормально отдыхать и восстанавливаться.  Завтра идем наверх от поляны Азау к Приюту Одиннадцати. Сильное впечатление производит обилие работающей строительной техники, большой вагон с вывеской «Оперативный штаб по реализации программы освоения Приэльбрусья в рамках федерального проекта развития Юга  России». У штаба серьезные люди на серьезных машинах. Монтируется новая канатная дорога, строятся многочисленные и непонятные для непосвященных сооружения, вереницы вездеходов с конструкциями движутся вверх по склонам Эльбруса. Машины поднимаются выше «Бочек». В этом строительном муравейнике чувствуем себя немного чужими, пока наконец не доходим до Приюта  Одиннадцати. Здесь строителей всего пара человек. Они  размеренно взрывает скалу, чтобы подготовить место для какого-то фундамента. Мелкие камни дробью барабанят по металлической крыше Приюта. Погода отличная, нам уже хорошо. Четыре тысячи двести метров на второй день достаточно, чтобы высота дала о себе знать. Медленный  спуск – никаких канатных дорог.

В награду за терпение и труд, вечером приятная усталость и хорошее самочувствие. В поселке культурная программа и мы в ее центре, на большом экране в «Куполе» смотрим фильм о первом прохождении стены K2 (Чогори, 8611 м.). Спасатели и местный народ с восхищением смотрят то на экран, то на Андрея Мариева,  убеждаясь, каждый раз, что рядом с ними человек из фильма. По окончанию показа аплодируют стоя. Андрей невозмутим как всегда, а нам приятно.

            Друзья берут день отдыха, я же решаю сходить на Ледовую Базу (3683 м), закрепить освоенную накануне высоту. Все по плану. Два часа хода и вот он, 105 Пикет. Раньше, когда не было ни канаток, ни «Бочек»,  здесь ночевали туристы, идущие на Эльбрус. Еще час и Ледовая База. Останки гляциологической станции на фоне бескрайних ледовых полей. Прячусь от ветра. Есть время просто посидеть в тишине, понаблюдать, как развиваются снежные флаги над Восточной вершиной и плывут тени от облаков по ослепительным вечным льдам. Здесь свое время. Его отсчитывают капли тающего снега, где-то падающего на лист железа. Скрывается солнце и ритм замедляется, проходит облако и время снова набирает прежний ход, торопится  и торопит…Из транса меня выводит знакомый голос – «да, унылое местечко!». Наш аДмин Диман тоже поднялся взглянуть на останки ученой стоянки. Приятно попить чайку из термоса на склоне вулкана, «ощущая дыханье спящей лавы», как поется в песне А.Дольского. Ну что же, первый этап моего плана завершен. Можно переезжать повыше и ночевать на освоенной высоте 3800.

            Поднимаемся на Бочки, со всеми вещами и продуктами. Андрей - железный человек, идет от Азау с увесистым рюкзаком пешком. Остальная троица решает подняться с грузом на канатке. У меня сегодня вообще день отдыха. Однако отключили электричество, канатка отменяется. Присоединяемся к группе испанцев, они с гидом едут на Бочки на грузовике. Когда громыхающий открытый «Урал» прибыл к месту погрузки, веселый гид изрек по-английски – «господа, ваш кабриолет прибыл!». Все полезли в  грязноватый кузов, пошел противный холодный дождь, и мы поехали. На Бочках были через час. Андрей с Пашей идут жить на Приют, мы с Димой остаемся на Бочках. Снег с дождем, туман, ветер. Прогулялись для самочувствия до Приюта, погода совсем испортилась.

            Первая ночевка на Бочках для меня всегда немного тревожная. Высота показывает  разные фокусы, впрочем, мне они хорошо знакомы. На тот раз все просто отлично, однако ночью пришлось таки выползать на свежий воздух. Небольшая разминка сняла тошноту и головную боль, и я снова заснул до утра.

За ночь выпало прилично снега, идти тяжеловато, но мы с Димой и не торопимся никуда. До скал Пастухова добрались за три с лишним часа. От начала косой полки повернули назад. На следующий день переползаем  на 4200, в приют «Мария». В синем домике на фоне синего неба живут знакомые поляки и наши, самарские. Паша, Андрей и молодые инструктора Уваровы вчера сходили на вершину. Поляки режутся в карты, мы идем гулять наверх. Сильный ветер, поворачиваем, не доходя до седловины 5300. В вагончике довольно свежо, зато спится хорошо, не то, что в душной бочке. Ночью ветер настойчиво проверял наше жилище на прочность. Днем испытывал наше терпение. Вышли как всегда не рано. Вихри враждебные веяли не над нами, а прямо вокруг нас. Шли с Андреем до тех пор, пока видимость не исчезла почти полностью. Не сговариваясь, повернули, не доходя до Западной вершины. Здорово облегчали навигацию в молоке многочисленные вешки Red Fox Racing, расставленные до седловины во время весеннего забега на Эльбрус. Главное не спешить,  если не видно следующую вешку. На Приюте работает генератор, слышно на большом расстоянии. Наш голубой вагончик на месте, а вот одного поляка на месте нет, пошел в одиночку наверх и не вернулся.

Судя по нескольким его последним SMS, заблудился и сломал ногу. Поляки несколько часов вели себя довольно беспечно, время было упущено, стемнело. Только тогда они сообщили в МЧС и решили подняться до скал Пастухова на ратраке, чтобы поискать  своего друга. В одной из SMS было слово «скалы». Мы поехали с ними, хотя найти человека на Эльбрусе ночью, в непогоду, не зная его местонахождения, практически невозможно. Ратрак уперся в самые скалы. Свет фар, столбом уходивший в небо, был для нас хорошим ориентиром. Мы отошли цепью метров на четыреста. Я больше смотрел по сторонам, надеясь увидеть свет фонарика потерявшегося поляка. Вокруг ничего кроме темноты и пурги.. Ратрак на спуске заложил пару виражей, освещая скальные гряды слева, справа, сигналил. Никого.

Лежа в теплом спальнике в вагончике, пытаюсь уснуть. Порывы ветра сотрясают стены. Выжить в такую погоду на Эльбрусе ночью со сломанной ногой … Ближе к полуночи, к нам в вагончик поднялись спасатели, но поиски решено было начинать с рассветом. Без видимости наверху любые попытки были обречены на неудачу. Утром 13 погода не улучшилась. Мы спускаемся вниз. Поляка спасатели нашли через день под скалами Восточной вершины.

Официальное начало мероприятия – брифинг. Слегка разбитые после приключений на Эльбрусе, потихоньку поднимаемся на поляну Азау. В этом году участников толпа человек пятьдесят. И немцы, и индус, и индонезиец и все, все знакомые по прежним забегам лица. Регистрируемся, получаем красивые номера. Спонсор забега «Баск» вообще нас удивил щедрыми подарками. Всем участникам достались пуховки, майки с эмблемой забега и флисовые шапочки жизнерадостного зеленого цвета. Шум, гам, фотографирование, плакаты спонсоров, погода хорошая – живи и радуйся! Все поднимаются на Бочки для участия в квалификации. Только несколько реально крутых парней остаются внизу. Они стартуют от Азау и квалификация им не нужна. Мы с Андреем остаемся. На остаток дня у меня важная и непростая задача – найти батарейку для замерзшего во время хождений по Эльбрусу  пульсомера. Без него как без рук. Привык держать темп во время разных гонок по пульсу. Пришлось изрядно побегать по ларькам и магазинам. Успокоился, только когда  пульсомер заработал. По плану у меня завтра что-нибудь интенсивное и короткое. Компания наша изрядно поредела – Паша поднялся на Бочки, Дима уехал домой – работа. Вечер коротаем с Андреем за бутылочкой красного сухого «Прасковейского». Погода испортилась, дождь, все закрыло.

С утра облачно, но погода должна наладиться. Позвонили организаторы, старт переносится на день раньше, на завтра. По прогнозу ожидается окно. Все наши планы меняются. Надо сделать заброску на Бочки, оставить там ботинки, ветрозащиту, теплые рукавицы, термос с питьем. Снизу побежим налегке в трекинговых туфлях. Начинаем беречь силы – поднимаемся не пешком, а на канатке. На Бочках царит праздничное возбуждение, квалификация в разгаре. Кто-то не уложился в контрольное время и может отдыхать, кто-то радуется своему успеху. Мы поднимаемся подышать на  Приют, оставляем судьям все необходимое для будущих приключений, и вниз. С нами спускается один из участников, поймавший горняшку. Вид у него, прямо сказать, не очень. До старта остается чуть больше 12 часов. Завтра проверим правильность планов, подходов, приемов и все такое.

Встали в 4.15 . Процедура отработана - чаек, овсянка и на выход. Нас с Андреем уже ждут судья и остальные участники -  Роман и Виктор. В этом году смелых не много. Автобус доставит нас до Азау. Дальше пешочком. Мы максимально разгружены, рюкзаки на бочках, там же основная одежда. Из припасов  у меня только вело-бачок с разведенным Sport Drink GU2O и один Sport Gel PowerBar. Это мой рацион на ближайшие полтора часа работы. Вокруг кромешная тьма и полная тишина. Все сладко спят, даже собаки. Ровно в 6.00 судья отправляет нас в путь. Роман, гималаец (К2), гид и неоднократный призер забегов на Эльбрус в хорошем темпе уходит вперед, за ним Виктор и мы с Андреем. В темноте пульсомер не видно и первое время иду по самочувствию. Сначала нужно разогреться, чтобы все в организме включилось. С этими правильными мыслями я довольно быстро занимаю ответственное место замыкающего. Зато все на виду. Краем глаза отмечаю – рассвет потрясающий. Поддерживаю пульс в границах 140-150. Уже сьеден гель и фляжка тоже в работе. Знакомый химический вкус напоминает последний лыжный марафон в Америке. К Бочкам подхожу последним, зато довольно свежим. Застаю переобувающихся Виктора и Андрея, Роман уже ушел в точку. На Pit Stop я потратил 14 драгоценных минут и сохранил почетное последнее место в категории и в абсолюте. Все остальные стартовали с Бочек в 7 часов, самые медлительные из участников должны были быть сейчас на полпути к скалам Пастухова. Меня такое положение дел нисколько не смущает. В соревнованиях на выносливость редко бывают неожиданности. Я четко представлял свой возможный результат в районе 6 часов, и пока все шло, как надо. Торопиться и лезть из кожи со старта для меня значило получить большие проблемы выше 5000 метров, несмотря на уверенную акклиматизацию. Скоро я начал одного за другим обходить аутсайдеров категории «классика». А еще впереди замаячила знакомая фигурка Виктора. Дистанция между нами постепенно сокращалась, и чуть выше скал Пастухова я вышел на третье место в «экстриме». Виктор сбавил темп и отставал все больше. В контрольное время (не позже 12.00 нужно быть на седловине 5300) я укладываюсь, теперь главное двигать конечностями без перерыва. С удовлетворением отмечаю хорошее самочувствие, пульс штатный – 142. В седловину прихожу под звяканье бронзовой медали в кармане, хотя до вершины моим темпом еще минут 50 хода и, всякое может быть. Вижу длинную вереницу восходителей на пути к Западной вершине. Скорее всего, это буржуи. Вышли с Бочек часа в 3 ночи, а может, и на ратраке до Пастухова  доехали. Обгоняю всех. Видя на мне номер и слыша мое паровозное дыхание (люблю иногда пару резких выдохов сделать для куражу), отходят в сторону с тропы, уступают дорогу. Вот и вершина, судьи кричат, чтобы я дотронулся до обелиска и вот мое время 6. часов 8 минут с копейками. Все. Зашел с самого низа, до самого верха. Глоток чая с корицей на вершине – спасибо судьям и организаторам. Ветерок весьма крепкий, зато панорама открыта на 360 градусов.  На вершине толкучка, буржуи позируют, не дают спокойно постоять, почти отталкивают. Ладно, я их понимаю. Вниз иду, смакуя каждый шаг. Погода, самочувствие, настроение – нет слов! Андрей подождал меня в седловине у судейской палатки. Он второй. Волга дает! Дальше спускаемся вместе. На Бочках нас встречают, поздравляют, целуют и кормят обедом. Ночевку здесь не планировали,  так что нужно спускаться вниз, в Терскол. Хорошая получилась прогулка – 2200 м –> 5642м ->2200 м. Не помню, что делал вечером –  просто тихо радовался жизни.

Из-за боязни упустить погоду, мы отстрелялись  на день раньше, но торжественное награждение призеров переносить было нельзя - забег был посвящен семидесятилетию Парламента Кабардино-Балкарии, ожидался приезд важных гостей. Мы с Пашей использовали появившийся день отдыха для неспешной, лениво-расслабленной прогулки по южным склонам Чегета. Солнце приятно припекало, стены Донгуз-Оруна и Накры стояли перед нами во всем великолепии. Цветочки, листочки, ягодки, лежание на теплых камнях с семечками в кармане, отдых от хождений, бегов и дум о предстоящих испытаниях. Неутомимый Андрей же с упорством трактора бороздил ущелья, добираясь до Джантугана, по пути оформляя  пропуск на погранзаставе. Пройдя в общей сложности километров тридцать, встретился таки с Иваном Трофимовичем Душариным и, как я и предполагал, не устоял перед авторитетом старшего товарища. Остался до двадцатого октября крепить нашу оборону. Воспитывать из офицеров горных инструкторов. Вечером все участники  спустились вниз и встретились в «Эльбе», где проживало большинство. Смотрели черновик фильма о забеге. Глядя на картинки, которые  еще не успели толком превратиться в прошлое, понимали – все  заканчивается.

Награждение на следующий день прошло более чем успешно. Мы с Андреем побывали на подиуме, получили свои медали и призы от «Баска», кинжалы от спорткомитета КБР и поцелуи от очаровательных девушек, а Паша произнес программную речь, почти без купюр вошедшую в официальный пресс-релиз Elbrus Race 2008 г. Так наша троица завершила спортивную часть мероприятия. Фанфары в наших душах звучали до самого вечернего банкета, который превзошел все ожидания, хотя было немного грустно – билет в кармане не оставлял сомнений, пора расставаться. Но ведь будет еще сентябрь, и будут горы…

 

 

Счетчики: Фотографии:

Rambler's Top100

Спорт Экстремальный портал VVV.RU

 
   
 

   Кузнецов Владимир.

Главная | Вверх | Фотогалерея | История | Описания маршрутов | Форум | Ссылки | Cтраница памяти

   свои предложения и пожелания просьба
   присылать на мыло rededa@mail.ru

© 2003-2008 Vgora.ru