Верблюд-гора   альпинизм, скалолазание, Самара
Содержание:  ОСЕДЛАВШИЕ ВЕТЕР.
Главная
Фотогалерея
История
Статьи
Описания маршрутов
Форум
Ссылки
Страница памяти
 


    В прошедшие выходные (1-2 сентября) на Волге в районе города Самары, от острова, что напротив пристани Осипенко до середины острова Зелёненький проходила парусная регата, в которой мне посчастливилось поучаствовать в роли шкотового (матроса) на крейсерской яхте класса СТ. Регата состояла из двух гонок, одна в субботу вверх по Волге, другая в воскресенье вниз. Ребята, надо сказать - это что-то особенного!!! Эмоции плещут через край, а различные яхтинговые термины полтора дня засоряли мою нормальную человеческую речь! Стаксель, гик, бакштаг, ахтерштаг и фордевинд (нет, это не грязные ругательства, "они" так разговаривают) поселились в моей голове, казалось, навечно, изгнав из неё с детства знакомые и привычные слова. Теперь эмоции немного улеглись, нормальная речь ко мне вернулась и я в состоянии поведать о людях "оседлавших ветер".

    В четверг мне предложили войти в команду и поучаствовать в гонках на яхтах. Яхты я видел по телевизору, да читал о них в книгах В.Крапивина, я честно в этом признался. "Ерунда! Всё зависит от мастерства рулевого, в команде он капитан, твоё дело чётко и быстро выполнять его команды. Понял?!" Ну как не понять, - конечно понял, - и не сомневаясь дал своё согласие.

    В субботу, за час до начала гонки, я узнал, что у яхты есть основной парус - грот, закреплённый на мачте и на поворачивающейся штанге - именуемой гиком, которая при переходе под ветер очень больно может ударить по голове. Поэтому при повороте гика все дружно кричат: "Гик!!!" Услышав такую команду, надо немедленно присесть, чтобы избежать шишек на голове, или, чего доброго, не быть выброшенным за борт. А эта дура, именуемая "гиком", запросто может сделать такое с зазевавшимся человеком и даже не заметит этого! Ещё у яхты есть вспомогательный парус впереди мачты, закреплённый на штаге (трос от носа яхты к верхушке мачты) с ласковым названием "стаксель". И есть парус с красивым названием "спинакер", предназначенный для "ветра в спину", которым "если нет навыков управления и быстрой постановки, нечего мозги загружать во время гонки!"

    Очень интересен старт яхт. На воде нет чёткой линии старта, она условно проходит от бакена или буя до судейского катера, но эту линию, до сигнала к началу гонки, категорически запрещено пересекать никакой частью яхты. Яхты лавируют вблизи условной черты, ходят и ходят по кругу, как стая больших рыб или акул вокруг жертвы. Дан старт, и все ринулись вперёд. В выигрыше, конечно, оказываются те, кто был ближе всего к линии старта. Мы, как истинные чайники, этот старт проспали, оказались далеко от черты, делая разворот, смотрели носом в противоположную старту сторону. Что старт дан, поняли только тогда, когда увидели, что за условной линией, между бакеном и катером, лавирует только наша яхта, и ещё три-четыре судна чуть дальше нас. Которые то ли не успели к старту, то ли вообще не участвуют в гонках, а просто так, - отдыхают под парусом.

    Самая ближайшая из стартовавших яхт, обогнала нас как минимум корпусов на шесть. Ветер дул в спину, поэтому все "настоящие гонщики" тут же поставили спинакеры и стали стремительно удаляться от нас. Решив, что терять нечего, мы стали "загружать мозги" постановкой этого красивого и таинственного паруса, в результате чего ещё более отстали от основной массы. Мало того, нас догнал и обошёл какой-то катамаран с загадочным названием "Фокус", и приблизилась одна из "непонятных" яхт. "Ну, что ж - не судьба!" - решили мы и успокоились.

    Гонку наша яхта всё же закончила, но с огромным отрывом от основных участников. А потом, в акватории острова Зелёненький, наш капитан сдавал экзамены на яхтенного рулевого 3-го класса, бесконечно отрабатывая команду - "Человек за бортом!!!" Когда экзамены были успешно сданы, наш экипаж отправился в город праздновать "День знаний" в кругу семей, а на острове начался настоящий яхтенный праздник с песнями, плясками, танцами, ночным заплывом и обязательным фейерверком.

    Второй день гонок. Утро 8.30, на Волге абсолютный штиль! Ни лёгкого дуновения, ни слабой ряби на воде. 9.00 - идём к месту старта на моторе, по-прежнему абсолютный штиль, до начала гонки остался час. Не будет ветра, - отменят гонку! Встаю спиной к мачте и начинаю потихоньку свистеть, вспомнив, что в парусном флоте матросы свистом вызывали ветер. Команда поддерживает меня. И о чудо! В 9.20 на воде появляется небольшая рябь, останавливаем двигатель, и поднимаем грот. Здорово! Он наполняется ветром! Яхта движется силой воздуха! Ставим стаксель, набиваем его, яхта явно прибавляет ход! Настроение поднимается, а впереди, у острова, где только что был виден лес голых мачт - сплошное разноцветье парусов.

    В воскресенье наша яхта оказалась в нужном месте, в нужное время. Стартовали в общей массе и минут десять-пятнадцать шли наравне со всеми, но все, как и вчера, быстренько поставили спинакеры и стали нас обходить. Мы же остались на гроте и стакселе. "Заморачиваться со спинакером не станем, - сказал капитан, - будет повод, оправдывающий наше отставание!" К поворотному бую подошли, значительно отстав от основной массы, не догнали нас только три яхты, опоздавшие к месту старта.

    Пройдя буй и совершив разворот, мы пошли под углом к ветру. И тут наше судно помчалось вперёд, как конь, сорвавшийся с узды! Началась настоящая гонка - мы оседлали ветер! Благодаря косым (треугольным) парусам, яхта может идти под очень острым углом к ветру. Во время гонки я узнал очень интересную вещь, - скорость движения яхты значительно выше при угловом ветре, чем при попутном. При попутном она не превышает скорости ветра, а при угловом в силу вступают аэродинамические законы, возникает дополнительный вектор тяги (или что-то подобное), и скорость судна может в полтора-два раза превысить скорость ветра. Но двигаться при угловом ветре можно только галсами. Если нарисовать путь судна галсами на бумаге, он будет напоминать пилу. Чем острее угол ветра курсу судна, тем круче будут галсы. При гонке в таких условиях очень много зависит от рулевого. Нужно точно рассчитывать галсы: заложишь короткий галс - при движении вперёд не успеешь набрать наибольшей скорости до следующего галса, заложишь слишком длинный - можешь проиграть во времени, а значит и в пройденном расстоянии до финиша. А на финише, при не точно заложенном галсе, можно с первого раза не вписаться в финишные ворота.

    По-видимому, наш рулевой делал всё грамотно, потому что до финиша нам удалось обогнать четыре яхты, а на финише обойти на полкорпуса пятую. Вот это была гонка! Вот это был азарт! При поворотах яхту почти клало на бок, чтоб быстрее выправиться, шкотовым надо было её откренивать, навалясь на поднявшийся борт. А такие повороты были каждые пять-десять минут. Не удивительно, что вечером дома меня всё ещё покачивало, будто на борту яхты. Вспоминался свист ветра, при котором бакштаг звенит как первая струна, белый грот и стаксель своей яхты, разноцветные спинакеры соперников. Неожиданно для себя я вдруг громко сказал: "Да, на целую яхту у меня, пожалуй, денег не хватит, а вот парус я себе точно куплю!"
 


 

Счетчики:   05.09.2007 Карлин С.

Rambler's Top100

Спорт Экстремальный портал VVV.RU

 
   

Главная | Вверх | Фотогалерея | История | Описания маршрутов | Форум | Ссылки | Cтраница памяти

   свои предложения и пожелания просьба
   присылать на мыло rededa@mail.ru

© 2003-2008 Vgora.ru