Верблюд-гора  

Сайт о
самарском
альпинизме.

альпинизм, скалолазание, Самара
Содержание: 
Главная
Фотогалерея
История
Статьи
Описания маршрутов
Форум
Ссылки
Страница памяти

Рассказ о лыжном путешествии с элементами альпинизма

 

      Сейчас январь 2007 года, за окном снега нет – трава зеленеет, велосипедисты катаются, почки на деревьях распускаются. Не то зима, не то как в анекдоте: «вот такое вот хреновое лето». Катание на лыжах накрылось, но я спокоен и осваиваю пока бальные танцы. Спокоен я потому, что погодные катаклизмы не первый раз круто «корректируют» мои планы. Это Европа в панике, ей впервой, а нам ещё в прошлом году из-за «неправильной» погоды пришлось испытать определённые психологические ломки и пройти маршрут на 90% отличающийся от ранее запланированного (обычно получается  10% различий «план-факт»)

 

        Несмотря на не очень бодрое предисловие, поход о котором хочу рассказать в некотором смысле уникальный. Кое в чём даже рекордный, например рекорд – самое медленное движение на автомобиле – 80 км за 24 часа непрерывного движения. Самое курьёзное лыжное путешествие – 20 дней в тайге со снаряжением для безлесья, с примусами и бензином и альпинистским железом. Уникальные фотографии гигантской лавины с горы Манарага. Незабываемые ощущения от первого личного знакомства с маленькой лавиной и красоты северного сияния.

 

       Итак, обо всём по порядку. В конце марта 2005 года, совершая лыжную пятёрку в районе Приполярного Урала, впервые побывал на двух восточных вершинах пилы Манараги. Манарага радикально отличается от окружающих «полукруглых» вершин Урала своим крутым характером, пройденные ранее в походе вершины: Югра, Блюхера, Мансиньёр, Дидковского - как-то поблёкли в сравнении с Короной Урала. Возникло непреодолимое желание пройти зимой траверс всех вершин. Летом траверс Манарага Восточная-Западная классифицируется 3Б. О зимних удачных попытках траверса было неизвестно.

 

        Желание возникло, импульс дан, началась подготовка. Летом 5-го года познакомился с тольяттинским альпинистом Никитой Варламовым. Он и стал основным тренером тольяттинской части нашей сборной, состоявшей из меня и Евграфова Андрея (многим он известен как сильнейший каякер г.Тольятти, первопрохождение  на каяке суперсложного Майнакского ущелья в 98 году). Зимой под наставничеством Никиты провели серию тренировок на Отколе, Молодецком Кургане, узюковской сосульке. Зима была очень насыщенной и нескучной. В моём дневнике того периода имеется запись о том, что даже если по какой-нибудь причине поход не состоится, сама идея его уже оправдана потому, что привела к полноценному проживанию кусочка жизни. Технический уровень вырос за зиму сильнее, чем за три предыдущие поездки в альплагерь. Как сказал мой пятилетний сын: «Если лето- это маленькая жизнь, то зима – это большая жизнь!» К той зиме это высказывание относится в полной мере. Короче, если похода не существует, то его следовало бы выдумать!

 

       В середине марта тольяттинцы в составе двух человек высадились из поезда Москва-Воркута в далёком северном городе Инта, где нас ожидала интинская часть команды в составе тоже двух человек – Сан Саныча и Андрея Голетаровых (отец и сын). Радостная встреча старых друзей, с Андреем мы ходим не первый год, с Сан Санычем я тоже был знаком. И не очень радостные новости – три дня назад началась пурга и по всем признакам обещала быть затяжной. Пурга нас волновала по той простой причине, что к месту начала нашей экспедиции на базу «Желанная» должен был доставить вездеход. До базы от Инты 130 км так называемого интинского тракта, проходящего большей частью по тундре. Во время пурги дорогу переметает так, что не остаётся и следа. Сам посёлок «Желанный» - это база промышленной добычи кварца, находится  в горах. От неё начинается самый короткий путь до Манараги – максимум три дня пути через несложный перевал по твёрдому ветровому насту без изнурительной тропёжки.

 

        К моменту нашего приезда в городе накопилось уже несколько групп ожидающих погоды и машины. Вечером в доме у Голетаровых (известная в Инте туристская семья) был просто Смольный. Телефон разрывался от звонков, по квартире вместо революционных матросов сновали представители групп, водители вездеходов, сочувствующие и прочие туристские активисты. Решался судьбоносный вопрос: идти завтра на штурм Желанной или нет? Прорвёмся по тракту сквозь пургу или лучше подождать? К утру силы разделились поровну – одна машина отказалась ехать, водителя нашей машины удалось уговорить сделать попытку.

 

Описание маршрута.

 

 Заброска в район.

 Попытка первая - автомобильная рекордная.

 

     День первый.  В 7-00 от ж/д вокзала 18 человек с лыжами и огромными заплечными мешками   тронулись в путь на трёхосном «Урале». Те, кто не первый раз проделывает подобное путешествие заблаговременно проглатывают несколько таблеток от морской болезни, хотя помогает это не всем . Дальше начинается пытка под названием движение «накаткой». Суть в следующем: «Урал» упираясь в очередной сугроб  снега, и не в силах его преодолеть сходу, сдаёт метр назад и с разгону влетает в этот сугроб, продавливая его сантиметров на тридцать вперёд. Так продолжается до победного конца. При этом всё содержимое кузова мотается от кормы к носу и обратно с частотой переключения передач водителем, у опытного водителя эта частота составляет в среднем 0,5 Гц (для не технарей поясняю – туда обратно за две секунды).

 

       Через несколько часов движения чью-то светлую голову посетила гениальная догадка, из рюкзака была извлечена первая бутылка и движение «накаткой» перестало раздражать, кузов превратился в салон (как тыква в карету, помните сказку про Золушку) на душе стало легко и весело. Нисколько не омрачали ощущения праздника рассказы местных экскурсоводов-добровольцев типа: «А на этом ледяном косогоре в каком-то там году опрокинулся «Урал» с туристами, все погибли. А на этой переправе каждый год именно в это время тонет какая-нибудь машина».

        Всё чаще машина соскальзывала с колеи, которую  абсолютно не было видно, и зарывалась передним или задними мостами в снег, садясь на брюхо. Приходилось выходить и откапывать всем вместе.

 

        

 

 

Двух  человек пустили впереди вездехода, чтобы ногами нащупывать плотную колею, один шёл по правой колее, другой –  по левой, «Урал» медленно двигался за ними.

       Когда один бак топлива опустел, а от Инты отъехали всего на 40 км и второго бака хватило  бы только чтобы вернуться, приняли решение поворачивать назад.  К утру мы подъехали к ж/д вокзалу, от которого ровно сутки назад начали своё путешествие.

 

  Итог первого дня:

1) преодолено 80 км (радиально)

2) ходовое время 24 часа, из них 40 мин. водители спали ночью

3) установлен мировой рекорд по  расстоянию, пройденному за сутки движения автомобилем

4) мы находимся там же где и были день назад

 

 

Заброска в район.

 Попытка вторая - железнодорожнотропёжная.

 

    Добраться до Манараги можно было ещё одним способом: выйти с поезда между  г. Инта и Печора и по тайге двигаться на юг больше ста км пересекая по ходу невысокие хребты. Плюсом этого варианта было то, что в тайге не страшна пурга (которая ещё не кончилась), а минус в том, что тяжело тропить (топтать лыжню) с 40 кг за спиной. Ждать же улучшения погоды, чтобы снова поехать на машине было рискованно (первая машина смогла прорваться до Желанной только через две недели после нас). Решив, что 18 человек  смогут тропить с хорошей скоростью, мы купили билеты на поезд.

 

 

        Тропить пришлось на редкость жёстко, первые два человека без рюкзака пробивают траншею, третий с рюкзаком тропит за ними. В конце цепочки идёшь в глубокой канаве выше колена глубиной, ноги стоят на дне канавы, а лыжные палки упираются в её края. Чтобы не задирать руки с палками выше головы, приходиться укорачивать палки-телескопы наполовину. Те, у кого обычные палки работают ими как вёслами в лодке. Скорость движения крайне низкая, сказывается ещё бессонная ночь.

 

       Весть о том, что машина не прошла до Желанной и мы пошли бить свою лыжню по тайге облетела окрестности и на второй день нас стали догонять другие группы. Количество людей на лыжне дошло до 40 человек. На ночёвки вставали большим сборным лагерем, получился неофициальный лыжный семинар.

 

 

Десант в тайгу

 

 

    На первой же ночёвке все начали выбрасывать  бензин – кому он нахрен нужен в тайге? Ведь маршрут планировалось начать в безлесье. Лучшее положение было у тех, чей маршрут должен был частично пролегать в лесу, печка и шатёр давали возможность просушить одежду и обувь ночью.

 

Вечерняя сушка

 

 

У нас же не было ни того, ни другого, ни даже двуручной пилы и костровой сеточки. Под костёр рыли большую яму. В одну из ночёвок прокопав полтора метра вглубь костровую яму и так и не достав до земли, решили идти готовить в палатку на примусах. Иначе пришлось бы ещё сооружать лестницу для спуска в яму, а из ямы неплохой туалет получился.

 

     Ещё веселее было положение групп, у которых  как в песне « на это место уж нету карты» ведь карты на эту незапланированную часть пути были не у всех. Они вынуждены были следовать за другими. Одна группа из Прибалтики всё-таки потерялась на безлесом платообразном перевале во время пурги, через несколько дней они нашлись, немного поплутав по тайге.

 

       Нет зимой ничего хуже дождя или мокрых снегопадов: одежда и спальники мокрые, лыжи не едут, на каждом привале отжимаю из рукавиц воду. Пуховые вещи умирают сразу. Ночью всё заледеневает, утром на термометре может быть -45° С (в один день так было). Из-за подлипа (снег липнет даже к пластиковым лыжам) в иной день удавалось пройти не больше 7 км. Погода на Севере очень капризная.

 

Мокрые снегопады

 

   Не буду долго описывать как мы добирались по тайге до гор, это было нудно и долго, короче говоря, на 9-ый день мы, наконец, дошли. Из светлых моментов этого этапа хочу лишь с гордостью отметить факт своей причастности к общественно полезному деянию. Многим кто бывал на Приполярном знаком балок (вагончик на полозьях) на реке Косью, известный как баня «Косью». Долгое время он был мало пригодным для ночлега ввиду отсутствия двери, она вообще-то была, но не в дверном проёме, а рядом лежала на снегу. Не хватало дверных петель. И вот наш уважаемый Сан Саныч - мастер на все руки- сумел при помощи походного ремнабора, в котором нет ни зубила , ни тисков сделать из 2-ух мм листа стали дверные петли. Акт установки двери документально зафиксирован на фото.

 

 

            

 

 

Горы. Лавины.

Часть героическая.

 

      Как и было заявлено в заголовке рассказа, лыжный таёжный поход проходил не без элементов альпинизма. Первые десять дней эти «элементы» кому-то несладко давили на плечи, пригибая к земле всем своим весом, а у меня лично они ехали за спиной в санях- волокушах. Но это элементы первого рода, назовём их железом, а мы вплотную подошли к элементам другого рода – камням, конкретно массиву горы Манарага. Манарага встретила нас торжественно в праздничном белом одеянии и с флагами, снежными конечно. Я слегка был растерян оттого, что не сразу узнал её – в прошлом году она выглядела несколько по-иному, в более тёмных тонах, больше скал, меньше снега. Хотя чему тут удивляться – две последние недели то пурга, то снегопады.

 

Манарага встречает нас

 

   Штурмовой лагерь поставили на границе леса среди лиственниц. Стоять нам здесь не одну ночь, поэтому оборудовали всё капитально. Из снежных кирпичей соорудили хозяйственные постройки: туалет, кухню. Под костёр настелили из сырых брёвен помост в три наката.

 

 

 

Кухня

 

Библиотека

 

 

Театр

 

 

     Планы были следующие: в первый день выйти на перевал, оттуда подняться на первую вершину, спуститься. Задача – акклиматизироваться, набить ступени на будущее и Сан Санычу совершить восхождение (потом он должен быть в лагере в качестве группы поддержки). Утро начиналось не плохо, на небе видны звёзды. Через час после выхода из лагеря пошла позёмка. Интинцы сразу сказали, что через час здесь будет заварушка и лучше пока не поздно валить до леса. Но самоуверенные и упёртые их южные товарищи решили, что успеют добежать до перевала и вернуться.

 

      ЭТО началось чуть раньше чем через час, сначала исчезли из вида ближайшие горы, затем перевал. Во время порывов ветра двигаться было не возможно, надо было  упираться ногами и вдавливаться в склон.

       Глубина тропления была не очень большая, крутизна склона 30°. При шаге колено всегда упиралось в склон, ломая тонкую снежную корку сантиметров пять толщиной. Видимо это был свежий, только что образованный ветровой наст. В какой-то момент эта корка сверху  по склону начала трескаться и медленно поехала, обтекая мои ноги. Казалось она сейчас остановиться, но она медленно продолжала  сползать с одинаковой скоростью. Потом снег перестал просто обтекать ноги, а стал засыпать их. Погрузившись в снег до середины бедра, я дёрнулся и поехал вместе со снегом. От палок освободиться удалось, от рюкзака нет. Кубарем выкатился за край потока и остановился. Снежный ручей тоже остановился. Палки съехали метров на 20 ниже меня. Подобрали палки, перевели дух – напугался не на шутку. Лавинка сошла фронтом в 2-3 м, длиной несколько десятков метров. Дошли до перевала, попили чай из термоса, мне нелегко было отойти от пережитого.

       Назад до места, где оставили лыжи, рассчитывали спуститься с перевала по своим следам, но пурга заметает всё за секунды, ни наших следов, ни следов от лавины уже не видно. До лыж всё-таки спустились. Когда дошли до лагеря увидели над ним ясное небо и солнце, а гора по-прежнему скрыта в белом молоке. Вот такие вот чудеса бывают на Севере.

 

     Следующий день погоды не было, мы отдыхали. На третий день 27 марта в пять утра пошли на гору, в лагере остался Сан Саныч, связь с ним держали по рации. Пока не рассвело, шли при свете фонариков и видели только то, что под ногами. Сразу стало понятно, что что-то тут не так, ноги не узнавали рельефа. Как будто он сгладился, если два дня назад мы преодолевали одну за другой ступеньки в русле, то сейчас шли с плавным набором высоты по плотному снегу не проваливаясь. При свете дня стало понятно – здесь сошла лавина. Под ногами, словно перепаханное снежное поле. Тело лавинного выноса тянется в виде ленты длиной около 3 км и шириной 40-50 м.

 

Лавина с Манараги

           

Русло лавины

 

 

До перевала поднимались с распущенными лавинными лентами, у каждого была в рюкзаке лавинная лопата.

         

      

 

В 8-00 были на перевале, в 9-44 на первой вершине, в 11-40 на второй, в 16-30 на перемычке между вторым и третьим зубом, в 18-00 сняли системы и спрятали в рюкзак  верёвку, в 19-00 были в лагере, где нас ждал Сан Саныч и горячий ужин.

        Тех, кто интересуется техническим описанием, я отсылаю к отчёту ребят из турклуба МАИ, они на девять дней раньше нас прошли траверс и у них на сайте есть прекрасный отчёт и схема. Мы практически во всех ключевых местах натыкались на их следы: крючья, петли, место ночёвки. Фотографии расскажут лучше слов, поделюсь только общими впечатлениями. Во-первых очень холодно, тёплые куртки не снимали, во-вторых снежная обстановка крайне неблагоприятная. В прошлом году участок от первой до второй башни прошли за час, то есть в два раза быстрее, чем сейчас, хотя были первый раз и искали проходы. Много времени уходит на поиск и откапывание камней для закрепления петель. Щели под крючья приходиться тоже откапывать, часто в неудобной полувисячей позиции. Погода неустойчивая, то солнечно, то налетает облако и партнёра не видно и неслышно на другом конце верёвки. Очень выручали рации,  с ними было веселее не только нам, но и Сан Санычу спокойней – он слышал нас всё время.

 

                 

 

 

 

          

                   

 

 

               

 

 

Спуск с перемычки

 

 

Третья башня

 

 

Ночью погода опять испортилась, мы были рады, что спустились вовремя. Правда через день она наладилась уже окончательно, и солнце сопутствовало нам до конца маршрута. По пути домой успели сходить на Колокольню Чернова (1Б), Сан Саныч в 60 лет выполнил норматив на значок «Альпинист России».

 

 

 

 

 

Виды с реки Косью

 

 

Колокольня Чернова и вид с неё сквозь ноги фотографа

 

 

Выводы по походу

 

       Во всех книжках про зимние горы написано – если несколько дней продолжаются снегопады, то в течение первых трёх дней после их окончания с горы сойдут лавины.

Я про это читал раньше, теперь я в это верю! Кстати, склон, по которому сошла лавина северо-западной экспозиции, хотя традиционно на Приполярном Урале считаются лавиноопасными склоны ориентированные на восток, т.к. преобладают западные и северо-западные ветра.

 

       Как-то в середине похода нам повстречалась группа из Москвы, уже заканчивающая свой двухнедельный маршрут и идущая на выход. Из-за плохой погоды им не удалось не только куда-нибудь взойти, но даже и увидеть горы, они выходили по рекам. Тогда уже было понятно, что точно накрылась часть нашего похода в районе цирка реки Повсяншор, куда очень хотелось сходить. И что нет никакой гарантии того, что мы сможем хотя бы увидеть Манарагу. В этот момент я испытывал сильнейшие психологические ломки – ведь готовились к походу почти целый год. Андрей Голетаров, уловив моё состояние, рассказал историю про тренера китайской сборной, не взявшей ни одной медали на олимпиаде. Журналисты спрашивают тренера как он отреагировал на поражение. На что тренер ответил: «На Западе есть победы и поражения, у нас есть Дао». Клянусь, я ничего не понимаю в китайском языке, но рассказ о тренере вернул мне душевное спокойствие. Ещё не раз  в походе шуткой вспоминали мы о Дао и это здорово помогало.  С тех пор гораздо спокойнее отношусь к капризам погоды. Каждый должен пройти Свой Путь.

 

 

 

Шилехин Евгений, shilehin@mail.ru

Фотографии Андрея Голетарова

 

Счетчики: 

Rambler's Top100

Спорт Экстремальный портал VVV.RU

 
   

Главная | Вверх | Фотогалерея | История | Описания маршрутов | Форум | Ссылки | Cтраница памяти

   свои предложения и пожелания просьба
   присылать на мыло rededa@mail.ru

© 2003-2008 Vgora.ru