альпинизм, скалолазание, Самара
Содержание: 
Главная
Фотогалерея
История
Статьи
Описания маршрутов
Форум
Ссылки
Страница памяти

ЦШИ-2012

(Субъективные впечатления о ЦШИ-2012)

 

 

Принятое несколько лет назад решение стать инструктором и довольно активная работа затем на этом поприще вполне закономерно подвели к следующему этапу – повышению инструкторской квалификации. И вот, после решения всех необходимых организационных вопросов, я снова здесь – в АУСБ «Безенги», в ЦШИ (центральной школе инструкторов). Памятуя о предыдущем обучении и вспоминая, чем занимались кандидаты на 2-ю категорию, я приготовился к напряженной методической работе. Но, не тут то было. Оказалось, что тот весьма обширный список снаряжения, рекомендуемого курсантам ЦШИ-2012, опубликованный заранее на сайте ФАР, нужен и нам, участвующим в повышении квалификации. И вместо методирования (хотя, если правильно присмотреться, то вместе) мы отдельной группой стали проводить практические занятия. Причем, довольно многое из того, что применялось раньше, оказалось не востребованным на этих занятиях. В чем же причина столь радикальной трансформации системы обучения? Ответ оказался прост и банален для нашей страны. Во-первых, попытки возродить советскую школу альпинизма, адаптировав её к современному уровню, в том числе и требованиям UIAA, оказались, видимо, недостаточно эффективными. Именно школу, а не применяемые альпинистские приемы. Во-вторых, и сами приемы, а местами и философия альпинизма тоже изменились. Отсюда ожидаемый выход: воспользоваться помощью коллег из системы UIAA. Идея простая: сертифицировать ЦШИ по международным стандартам, стандартам UIAA.

 

Два года в ЦШИ работали инструктора из Канады, подготовив несколько инструкторов UIAA из России. С нами работали двое из них: Александр Козлов и Андрей Мариев. В этом году, с их помощью, мы и осваивали новую систему обучения (и, соответственно, и применяемые в этой системе приемы).

 

Собственно, в приемах ничего особо нового нет, основная новизна в принципах и методах обучения. Вначале – список недопустимых действий на практических зачетах, экзаменах и тестировании (безо всяких штрафов, сразу «неуд»):

 

1.      Использование снаряжения без сертификации CE или UIAA.

2.      Использование техники страховки с нарушением.

3.      Незакрытые муфтованные карабины.

4.      Размещение узла восьмерки в неправильном положении на обвязке.

5.      Несоответствующее использование точки страховки на станции (ржавые шлямбура, неправильно установленные точки страховки и т.д.).

6.      Отсутствие подстраховки/дублирования  на страховочной станции (неправильная работа компенсационных петель, неправильная длина петель).

7.      Плохая организация верхней страховки, трение веревки через острые края скалы.

8.      Спортсмены  без  страховки или самостраховки на станции или на опасном  участке, наверху скалы.

9.      Спуск по веревке без самостраховки.

10.  Спортсмены без каски около скал  и на скалах.

11.  Спортсмены не должны оказываться в ситуации с фактором срыва 2.

12.  Первая  точка страховки  при лидировании работает только в одном направлении.

13.  Слишком большое расстояние между точками страховки на траверсах

14.  При лидировании точки страховки размещаются так, что возможен срыв на большую глубину, с высоким фактором рывка и падения на рельеф.

15.  Проведение обучения в опасном месте, где есть возможность камнепада, схода лавин и т.д.

16.  В рюкзаке не содержится необходимое снаряжение инструктора.

Сразу 1/3 – 1/2 снаряжения (по п.1), привезенного с собой, убрали.

 

Далее – четкое и однозначное построение учебного процесса. Очень жёсткая схема действий. Каждый элемент – только так, а не иначе. Применяемые способы и снаряжение – одинаковые для всех. Для новых приемов – обязательная демонстрация – ясная, четкая, с необходимым минимумом снаряжения, ничего лишнего, что бы отвлекало от нужной последовательности действий. Широкое использование 7 мм репшнура (1,5 метра и 5 метров) как универсального средства самостраховки, страховки и для вспомогательных целей. Использование динамической самостраховки – либо отдельной (сертифицированной), либо из связочной веревки.

 

Вообще, сложилось впечатление, что демонстрируемая канадская техника «заточена» на мультипитчи, в том числе итрэдовые. Видимо, там (в Канаде, да и не только в ней) это наиболее частый и массовый вид восхождений. А сложные технические и высотные восхождения, очевидно, - отдельный подход.

 

Вкратце: вид «канадской техники»: 1 веревка на связку, страховочное устройство типа «реверсо», петли и карабины для станций (может применяться и 5 метровый репшнур), оттяжки и «железо» на промежуточные точки страховки, два 5-ти метровых7 мм репшнура, 7мм прусик. Это всё и для подъема, и для спуска, и для спасательных работ. И тщательная, стандартизированная, автоматическая отработка всех приемов с данным комплектом снаряжения.

 

Что же может нам дать сертификация по UIAA? Первый ответ: возможность работать с иностранными клиентами, но, скорее всего, только в России (СНГ). Второй ответ: четкую, стандартизированную систему обучения в альпинизме.

 

В общем, «канадскую» систему обучения можно описать так:

- короткая, четкая вводная часть – по существу.

- четкая, ясная демонстрация отрабатываемых приемов

- отработка приемов участниками внизу, на земле, под руководством инструктора.

- отработка приемов участниками на рельефе под контролем инструктора.

- контрольный зачет на рельефе.

При этом инструктор должен:

- иметь образцовый вид, снаряжение, корректно себя вести со всеми участниками учебного процесса.

- соблюдать и демонстрировать участникам все предъявляемые к ним требования (страховка, самостраховка, защитное снаряжения, использование для работы предварительно подготовленных перил и т.д.).

Оценка действий участников ведется постоянно по списку формализованных критериев, в конце урока выводится общий результат освоения урока, на основании которого делается вывод о допуске к следующему этапу обучения. В случае недопуска (а также наличия недопустимого действия)  может назначаться дополнительная тренировка и пересдача урока.

 

Конечно, в словах невозможно передать всю суть этой системы. Внешне - ничего нового, не известного ранее. Однако, попробовав, видишь разницу.

 

Немного о тренерах и инструкторах. Киселев Александр Анатольевич – старший тренер ЦШИ. Расторгуев Александр Алексеевич, командир нашего отряда. Инструктора отделений: Козлов Александр Борисович и Мариев Андрей Николаевич. Их профессионализм ни у кого из нес не вызвал сомнения.

 

Очевидно, что ЦШИ еще не полностью обрела свои очертания. Но цель и направление к ней, наверное, спорны, но вполне ясны. Остается еще один вопрос: а что делать с основной массой инструкторов, выпущенных до этих кардинальных преобразований? Семинары по переподготовке? Периодическая переаттестация? Может быть, имеет смысл ввести дополнительное отличие: «аттестованный инструктор»? Впрочем, эта задача, я думаю, актуальна и вне зависимости от новых техник.

В целом, ЦШИ-2012 вызвала очень неоднозначные мысли и чувства, и дала немалую пищу для размышлений.

Штаб ЦШИ

 

 

Счетчики:

                                                                                                                                            Шикин Юрий

Rambler's Top100

Спорт Экстремальный портал VVV.RU

 
 
   

Главная | Вверх | Фотогалерея | История | Описания маршрутов | Форум | Ссылки | Cтраница памяти

   свои предложения и пожелания просьба
   присылать на мыло rededa@mail.ru