|
Послушав советов старших и младших
товарищей, пораскинув немного своими мозгами, решил я немного поучиться
в школе, да не простой, а – школе инструкторов. И вот что из этого
вышло.
Сразу же по принятии этого твёрдого
решения я начал готовить бумаги: спортивные документы, челобитную
(пардон, - заявление) с просьбой принять меня в ряды мучеников. Для
самостоятельного изучения был задан ряд тем, по двум из которых нужно
написать вступительную работу. Достав старые книжки и смахнув с них
пыль, я подготовил с их помощью, а также с участием здравого смысла и
доброй памяти некоторые вольные рассуждения на выбранные темы (как
оказалось впоследствии, слишком вольные). Затем, отстегнув на
организационные расходы некоторую сумму (плату за обучение), взяв книжки
и диски под мышки, укатил на работу – работать и разбирать темы,
заданные для самостоятельного изучения.
И вот – школа зовёт. Поезд Самара –
Мин. Воды, маршрутка Мин. Воды – Нальчик. Офис на Чайковского, 3. И –
лагерь Безенги. Давненько я здесь не бывал, лет этак 20. Но, смотрю,
горы все на месте, и лагерь никуда не переехал, уже хорошо. 
Нарядили нас сразу в голубые
кафтаны (пардон, куртки из полара) от RedFox
(первая школа, в прошлом году, была «красная», наша «голубая»,
интересно, какая будет в следующем?), вручили некоторые методические
материалы. Компания подобралась разнообразная: несколько крепких ребят
из Мурманска с такой знакомой выправкой, участники из Москвы,
Подмосковья (Чехово, Черноголовка), Питера, Кирова, Волгограда,
Кисловодска, Самары. Все разные и все как на подбор (на разный подбор).
Наше мужское сообщество немного разбавили представители «прекрасной
половины» - Женя, Оксана, Полина, Надя, Лена. Увы, их должно было быть
больше в два раза, но остальные, видно, не доехали.
Разделили
нас на 5 отделений (в каждом по девушке), и начался у нас процесс.
Сначала методирование, затем рефлексирование, затем вперемешку. Подъём в
7:00, учебно-методическая зарядка (вначале, потом рассосалось), утреннее
построение, завтрак в 8:00, занятия с 9 до обеда, обед в 14:00, занятия
с 6:00 до ужина, ужин в 20:00, разбор занятий 21:00-… Вначале были
лекции, затем лекции с практическими занятиями, семинары и т.п., затем
выходы в высокогорную зону. Погода нас вначале не баловала, ну да и мы
её тоже. Наш напряжённый процесс время от времени перемежался
празднованиями дней рождения некоторых членов нашего собрания, отчего
учебный процесс становился более напряжённым. А закончилось всё, как
водится, сдачей курсовых работ и экзамена и заключительным банкетом.
Теперь немного подробнее
остановлюсь на отдельных моментах.
1. О чём эта школа.
Школа
подготовки инструкторов-методистов по альпинизму – это школа
классического, традиционного, спортивного альпинизма. Не все это
осознают и понимают. Другой школы у нас не было и нет, но эта даёт
достаточную начальную базу для всех разновидностей альпинизма (и не
только альпинизма). С этой базы относительно легко развить навыки в
других направлениях: скалолазание, ледолазание, ски-альпинизм, горный
туризм, спелеология, не говоря уж про высотный альпинизм и биг-волл.
Вопросы, может быть, возникают по поводу спортивной составляющей. Но
другого официального альпинизма, кроме спортивного, в этой стране не
существует уже лет, наверное, 70. Может быть, базовая школа и должна
быть вне спорта, но это дело будущего. Сейчас в неё установлен входной
порог – 1 разряд. Речь шла даже о КМС. Почему? В школу гидов в Шамони не
осуществляют отбор по спортивным разрядам. Там их просто нет. Но
существуют очень жёсткие входные экзамены, в том числе и практические. К
примеру, нужно лазить по скалам он-сайт не ниже 7а. Мне кажется,
выполнить 1 разряд по альпинизму несколько легче, чем научиться лазить
7а он-сайт. Хотя, наверное, кому как…
2. Методика.
 
Методика обучения не менялась с
советских времён. Очевидно, нужна некоторая серьёзная корректировка. Все
это понимают, поэтому программа в школе пока экспериментальная. После
отладки методик они будут приняты в качестве стандарта на некоторый
период времени. А пока – обсуждения, споры, согласования по различным
мелким и крупным вопросам. Практические занятия проводятся с некоторой
долей условности – каждый курсант проводит урок по той или иной теме со
своим отделением, как с отделением новичков. Поднимался вопрос о
проведении в рамках школы реальных занятий с реальными новичками,
находящимися в это время в лагере. Наверное, это будет полезнее – нужна
проверка.
3. Восхождения.
У
нас было запланировано и осуществлено два восхождения. Первое –
учебно-методическое 2А к.тр. Второе – учебно-спортивное 3-4 к.тр. По
первому: оказалось, некоторые подзабыли, как правильно (учебно и
методически) ходить по таким маршрутам. Многие лезли с верёвкой, но без
страховки – уровень позволяет. Совсем не новички.
Оказывается, к такому восхождению
(учебному) нужно готовиться не менее, чем к проведению занятий на
рельефе. Ну, и нужно контролировать не только самочувствие участников,
но и эмоциональный настрой, делать эти первые восхождения приятными и
запоминающимися.
По поводу необходимости второго
восхождения – мне пока не ясно. На учебно-методическое не тянет, на
спортивное - то же. Тренировочное? Времени в школе очень мало.
С другой стороны, хотя акцент в
школе делается на работу с этапом НП, работа с СП не забывается.
Наверное, это надо, но нет чёткого разделения в методике по этапам.
Надеюсь, со временем это тоже появится. В этом случае второе
восхождение, наверное, будет тоже полезно (как при работе с этапом СП),
но пока методического акцента на восхождении выделено не было.
4. Соревнования.
В
рамках школы было проведено 2 соревнования – по ледолазанию и по
скальной технике. В соревнованиях по ледолазанию я участвовал впервые,
без особой охоты.
Однако
мероприятие довольно интересное, с том числе и в плане организации. Мне
пришлось заканчивать соревнования, лез довольно медленно, с остановками
(недостаток тренированности), однако получилось чисто, ни разу не залез
за ограничения, добрался до топа, и результат – неожиданный для меня –
второе место (из 18 участников), соответственно, выполненный 2 разряд.
Лиха беда начало…
Соревнования по скальной технике
проводились почти аналогично соревнованиям первого этапа скального
очного класса. Почти – это не на своих точках страховки (крючья,
закладки), а на готовых шлямбурах, да и трасса была несложная, без
технических изысков – карнизов, ИТО, маятников и т.п. Просто подъём –
две станции со сменой ведущего около 6в-6с с «обходами», наклонный
траверс, спуск – две станции. Группа – 4 человека, общественный
(судейский) груз 3 рюкзака по 12 кг. Зато постановщик трассы – В.
Балезин.
Наше отделение прошло со средним
результатом – 3 место и 5 команд. Небольшая путаница на первой станции,
немного штрафов – ну как же без них.
У каждой команды была своя тактика прохождения. Наша поразила всех тем,
что 3-ий участник – девушка Женя – прошла 1 этап с двумя рюкзаками,
подвешенными к беседке, и прошла довольно легко – вот что значит
отлаженная техника жумаринга (Крым, Каравшин).
Она
нас долго уговаривала, и результат – налицо.
В общем, соревнования удались,
хотя были сомнения в целесообразности их проведения в ограниченном
формате школы. Я бы ещё добавил соревнования по технике спасработ в
двойке на сложном скальном рельефе. Таких навыков никогда не бывает
много. Да и при проведении учебных занятий по темам я думаю, очень
полезно заканчивать их проведением соревнований – внутри отделения,
отряда, и (или) между отделениями.
5. Мастер-классы.
Перед нами выступили такие
известные личности в современном российском альпинизме, как А. Абрамов
(гид и организатор многих альпинистских экспедиций и проектов), С.
Шибаев (главный редактор журнала «ЭКС», член руководства ФАР), В.
Балезин (тренер команд мастеров г. Красноярска), А. Одинцов (организатор
экспедиций, член руководства ФАР). В последние дни работы школы была
встреча с президентом ФАР А. Волковым.
Что запомнилось:
А.
Абрамов. Сегодня российский гид – это представители в широком
диапазоне от сомнительных личностей, которые водят на Эльбрус за 3€ в
день до В. Бабанова – сертифицированного гида Шамони с оплатой до 300€ в
день. Видимо, для России нужно что-то весьма квалифицированное, но пока
не столь дорогое, как в Шамони. Чем отличаются квалифицированные гиды?
Такой гид никогда не подпишет
договор, где цель – достижение вершины. Его работа – обеспечение условий
для успешного восхождения, при соблюдении максимальной безопасности для
клиента и для себя. Недостижение вершины не может рассматриваться как
невыполнение работы гидом. «Западные» клиенты это зхорошо понимают, с
нашими часто возникают проблемы.
Однако, и у «них» также запреты
воспринимаются негативно. Гиду нужно проявить незаурядные умственные и
психологические качества, чтобы, по возможности незаметно подвести
клиента к самостоятельному решению об отказе от восхождения, если
условия не позволяют продолжить его с достаточным уровнем безопасности.
А. Абрамов отметил, что гиды из СНГ
(квалифицированные) более расположены к формированию коллектива из
группы, к организации взаимопомощи, и многим «западным» клиентам это
очень даже нравится. Довольно часто в таких случаях складывается
постоянная клиентура, постоянные группы. Обычно гиды работают в «своих»
районах, которые они очень хорошо знают. Однако, часты случаи, когда
клиенты настолько доверяют своему гиду, что предпочитают его услуги и в
других районах мира.
В. Балезин. За немногословием – много ценной информации.
Отлаженная система подготовки спортивных команд: от новичка до мастера
спорта по альпинизму – 5 лет. Конечно, далеко не каждый новичок может (и
хочет) вырасти до МС (в самом лучшем случае – 1 из 10).
Основная подготовка – на
Красноярских столбах.
Первая часть – лазание с
верхней страховкой вверх и вниз, с максимальной скоростью, большая чать
времени, до 1000м в день (со спусками). Что даёт?
- нарабатывается значительная
силовая выносливость, необходимая для длительных альпинистских, в т.ч.
высотных, восхождений
- быстро формируются
подсознательные «короткие» двигательные стереотипы, быстро
вырабатывается техника лазания, обретается уверенность в своих силах,
отрабатывается динамический стиль движения.
Вторая часть – лазание без
страховки. Традиционный метод для обитателей Красноярских столбов.
Случаи травматизма и гибели очень редки, как правило, когда люди очень «
не в себе» (алкоголь и т.п.). Развивает уверенность в своих силах и
реальную оценку своих способностей. Естественно, высоту постепенно
увеличивают и лазают на хорошо знакомых маршрутах.
Третья часть – лазание с
нижней страховкой, в том числе и в технике «соло». Техника страховки
(наверное, правильнее – самостраховки) в «соло» проста, отработана и
случаев отказа не было, хотя и были «полёты» на 15-20 метров.
Для
закрепления верёвки на беседке используется французский схватывающий из
репшнура 6-7 мм и… всё. Имеются и другие небольшие отличия от широко
известной техники.
Эту технику – «соло» часто
используют зимой, так как бывает очень холодно стоять на страховке.
Лазают по скалам зимой в триконях и варежках. Также красноярские команды
используют эту технику при работе на сложных маршрутах, особенно в
двойке: один лезет со своей страховкой, другой подтаскивает грузы или
работает на биваке.
Практические рекомендации В.
Балезина по элементам страховки (по большому опыту использования):
самые надёжные и самые прочные – правильно установленные закладные
элементы. Затем – якорные крючья. Следующие – обычные крючья (при
хорошем рывке вылетает более 50%). Фрэнды В. Балезин по опыту их
использования считает недостаточно надёжными для страховки, особенно на
мокрых, загрязнённых или обледенелых скалах – часто вылетают при рывке.
Ещё В. Балезин продемонстрировал
нетрадиционное использование снаряжения, в частности, восьмёрки, более
удобное и функциональное.
А. Одинцов. Выступал
как член правления ФАР, Основные идеи: для развития альпинизма в России
нужно формировать положительный имидж горовосходителя среди широких
слоёв населения. Недопустим образ рискованного авантюриста, столь
пропагандируемый Голливудом. Основная задача сегодня –
PR. Лучше слабо проведённое мероприятие с
хорошим освещением в масс-медиа, чем отлично организованное и
проведённое, о котором никто ничего не узнает. Широчайшее привлечение
всех доступных СМИ на всех уровнях.
6. Встреча с председателем
ФАР А. Волковым.
Настоящее
руководство ФАР видит ряд ключевых задач, которые нужно решать в
ближайшем будущем (3 года).
1. Как уже отмечалось А.
Одинцовым, PR – задача №1, с выходом на
основные каналы ТВ.
2. Кадры. Создание и отладка
работы школ по подготовке спасателей, инструкторов, гидов. Какой будет
система подготовки гидов? – блочная система, основной базовый блок –
школа инструкторов. Плюс Школа спасателей. Далее могут отрабатываться и
добавляться постепенно другие блоки: скалолазание, ледолазание, горные
лыжи, и т.п. Квалификация гида будет определяться набором полученных
блоков.
3. Инфраструктура. Создание
минимум 5 альпинистских баз уровня Безенги. Строительство минимум 30
высокогорных хижин – приютов. Решение о строительстве 5 уже принято
(Эльбрус, Осетия). Финансирование, по-видимому, местное и частное
(местные органы власти и спонсоры).
4. Внутренняя реорганизация
органов управления ФАР
5. Реорганизация
документально-правовой базы (переработка нормативных документов,
создание методических материалов, пересмотр системы классификации с
введением 7 к.тр., переработка классификаторов и т.п.)
6. Реорганизация системы
соревнований в альпинизме. Возможно, в будущем как соревнования
останутся только очные классы, максимально зрелищные, масштабные,
открытого формата – для всех желающих из всех стран, с максимальным
привлечением СМИ. Заочные классы соревнований могут трансформироваться в
конкурсы – типа «Золотой ледоруб».
7. Развитие массовости. Сейчас
в России спортивным организованным альпинизмом занимается несколько
тысяч человек. Спортсменов высокой квалификации – несколько сотен. Это
ничтожно мало, из-за этого, как говорится, «и огород городить не стоит».
Для развития массовости нужно решать несколько уже перечисленных задач:
и , и кадры, и инфраструктура и др. Ещё одно направление – создание
(вернее, воссоздание) общественной организации типа существовавшего РГО
– Русского горного общества – для всех любителей гор. Пока кроме ФАР в
этом немногие заинтересованы. Но появится инфраструктура – сеть лагерей
(не только для альпинистов), хижин, КСП; появятся преференции – скидки,
льготы членам общества и т.п., и процесс объединения пойдёт.
Что это даёт? Я так думаю:
- более полную и точную информацию
(и статистику) о находящихся в горах
- повышение безопасности, упрощение
спас.работ
- повышение эффективности работы
баз и приютов, создание условий для дальнейшего обустраивания гор
- качественное улучшение
информационного обмены (о состоянии маршрутов, погоды и т.п.)
- улучшение экономического и
социального состояния местных жителейв горных регионах, снижение
напряжённости
- развитие горной индустрии – для
блага всех: и местных жителей, и приезжающих, и инструкторов-гидов и
т.п.
Таким
образом, пребывание в школе для меня оказалось довольно плодотворным и
интересным. Перед нашей школой проводилась другая – подготовка кадров
для различных ведомств. Для её работы уже сейчас необходимы
инструктора-методисты. Условия довольно хорошие: оплата проезда,
питания, проживания в лагере, частичное предоставление снаряжения,
зарплата – около 1000 р/день. Последняя цифра может измениться (в
сторону увеличения).
Ребята из Мурманска поделились
небольшим секретом. При использовании подручных средств для спас.работ
очень удобен и многофункционален обычный скотч. Широкий коричневый
скотч. Быстрое и удобное крепление носилок, шины, клиента, да и вообще
всего подряд ко всему подряд. Возьму на вооружение и другим весьма
рекомендую всегда иметь с собой, так же как нож.
Ю. Шикин
Благодарю участников
сбора за предоставленные фотоматериалы
|