альпинизм, скалолазание, Самара
Содержание:

Жизерска  Пядесатка

Главная
Фотогалерея
История
Статьи
Описания маршрутов
Форум
Ссылки
Страница памяти

                                              

 

Ян Гус или Ян Жижка?  Вот в чем вопрос!

 

 

 

Как дворовой  детворе разделиться  для игры в футбол? Есть способ. Желающие  тайно сговариваются, называя себя  любым словом, чаще именами  сказочных, исторических, книжных персонажей, а два лучших игрока, два капитана, поочередно выбирают из пары героев понравившегося. Так  Ян Гус или Ян Жижка – кого бы выбрали вы? Эрудированные были школьники в советское время, если знали, я свидетель, и такие имена. А сегодня, пожалуй, редко кто скажет, из какой оперы эти два Яна и какое отношение они имеют к лыжам. Один - святой, сожженный инквизицией на костре, другой - полководец,  прославившийся в гуситских войнах, начавшихся  из-за казни Гуса. И жили они довольно давно, в средние века, в Чехии, куда я и собрался на свой десятый лыжный марафон серии WorldLoppet, в наше время, конечно.

Жизерска пядесятка стоит первой в лыжном календаре. Старт 9 января и чтобы набрать хоть какой-нибудь приемлемый обьем тренировок, нужно было постараться. Благо, снег начал выпадать у нас в конце ноября, пару недель пришлось ширкать лыжами по замерзшей траве в пустом осеннем лесу, а к середине декабря погода уже позволяла изображать что-то похожее на классический ход. К Новому Году я намотал 300 км, что внушало надежду на благополучный исход  предстоящего мероприятия. Праздники прошли на лыжах. Третьего января, когда нормальные люди только отходили от новогодних оргий, я садился в поезд. Нагрузки висели гирями на ногах. Зайдя в вагон первым, я упал на полку и проспал почти всю дорогу до Москвы. Каникулы сьели все удобные и дешевые авиабилеты, так что в Чехию предстояло перемещаться хитрым путем через Вену. Москва запомнилась сонной праздничной пустотой и бесцельным блужданием вокруг Павелецкого вокзала в попытках убить время до отьезда в аэропорт. Пара чашечек чая в кафе за 300 рублей настроили меня на европейский лад. Поняв, что веселее не будет, загружаюсь в «аэроэкспресс» и с большим запасом времени отбываю в Домодедово. В Москве, как в колодце, вокруг высотки, ходишь все время в тени, солнце зимнее, низкое, мороз, под ногами химическая слякоть, бррр… А тут выехали на простор, солнышко пробилось сквозь дымку, а вокруг красота неописуемая  -  заиндевевшее царство лесное и все горит огнем после ледяного дождя, про который нам c голубого экрана  все уши прожужжали, деревья  во льду, изогнулись в напряжении, как натянутые луки, верхушками склонились до самой земли, торчат  бело-желтые расщепы стволов, не выдержавших прозрачной ледяной тяжести, а которые устояли, переливаются искристыми висюльками, как  люстры хрустальные, а над ними обледеневшие провода светящимися нитями застыли неподвижно, шевельнуться боятся, и заборы из железной сетки вдоль путей, тоже льдом облепленные, вроде и не заборы вовсе, а светящиеся стены сказочные и все это в лучах заходящего солнца потихонечку алым цветом наливается. Вот такая картина, как говорится, маслом. И зачем  куда-то ехать, лыжня вон в лес уходит от суеты и толчеи. А поезд между тем точно в срок прибыл в Домодедово. Минут двадцать я соображал, как лишний вес спрятать, по карманам фотоаппараты-телефоны пораскладывал, сам стал на три кило тяжелее. Большой ключ от квартиры высветился на экране, напугал службу безопасности, пришлось показывать. В аэробус набились под завязку. Наверное, специальная российская эконом комплектация. Два ряда кресел плотно по три в каждом ряду. Я у окна. Стало немного страшновато. Случись что – не выбраться. С интересом наблюдаю через иллюминатор, как обрабатывают самолет антиобледенительным составом. Механическая рука  побрызгала химией прямо мне в лицо, окошко сразу заиндевело, и  видимость пропала. Но взлетели. Эффектно, с жужжанием, одновременно открылись десятки плоских экранов над креслами, перед глазами побежали разные красивые картинки, поехала тележка с едой по проходу, стало веселее. Девушки-стюардессы все в красном - Австрийские авиалинии! Кормили очень хорошо – немного, но вкусно. Овощное рагу с грибами и сыром, горячие булочки, красное вино, десерт, кофе… Жалко до Вены долетели быстро. А там нас под белы рученьки и в другой самолет, поменьше, турбовинтовой, типа нашего Ан-24, только посовременней, и через 20 минут мы уже взлетали в сторону Праги. Салон полупустой, мое место оказалось по соседству с девушкой симпатичной. Я глаз то скосил, а у  нее книжка на русском, написанная, видимо, одной из наших рублевских затворниц, «Пособие для начинающих стерв» называется, или что-то в этом духе. Стал я на всякий случай запасное местечко по сторонам присматривать, а тут она еще и чихать начала. Ну, мне с моим ослабленным нагрузками иммунитетом это и тем паче ни к чему,  так я и отсел на соседний ряд, а скоро мы уже и на посадку пошли – лететь то, всего и было 40 минут. Красные «Австрийские стрелы» с нами попрощались, багаж, который я в последний раз в Москве видел, в целости и сохранности вручили. Время меж тем к ночи, последний автобус в Либерец часа три назад ушел, а значит, нам светит романтическая ночевка в Праге. Аэропорт пустой, все нормальные люди спят по домам да отелям, ну а нам не привыкать. Лавки, правда, довольно неудобные и полицейские парочками ходят туда-сюда. Тактичные, к слову сказать, не чета нашим. Я проснулся когда, они издалека так в мою сторону поглядывали, но близко не подходили, говорят, я храпел громко. Рано утром мы на метро и до станции Черный мост. Знаете – в Черном-Черном городе, на Черном-Черном мосту, стоял Черный-Черный человек…Это точно не про Прагу. Прекрасный город и спокойные добрые люди. А дальше на желтом автобусе «Стьюдент Экспресс» с музыкой, видео, кофе и чаем мы торжественно прибыли в Либерец, известный всем любителям лыжного спорта и биатлона, как место проведения этапов кубка мира. Еще через пару часов нас уже встречали лесистые Жизерские горы  и уютный небольшой городок Бедрихов, утопающий в пышных рождественских сугробах. Дорога – это всегда отдельная тема любого путешествия и для нас она пока закончилась. Дальше начинается глава собственно про лыжи и про марафон, а тон повествования приходится сменить, на это есть причины.

«Жизерска Пядесятка» проходила в этом году 44 раз. Начиналась эта гонка как лыжное соревнование альпинистов. Страшная трагедия оборвала многие жизни и положила начало традиции. Сорок лет назад в Перуанских Андах произошло катастрофическое землетрясение. Городок Юнгай за  минуту был сметен селем и покрыт многометровым слоем камней и грязи. Только несколько десятков человек спаслись у подножия статуи  Иисуса Христа на местном кладбище, которое по индейскому обычаю размещалось на возвышенности. Остальные двадцать тысяч жителей городка погибли, в их числе и пятнадцать чешских альпинистов, совершавших восхождения в Перу и спустившихся в Юнгай для  похорон разбившегося в горах товарища. Такая вот череда леденящих душу трагических нелепостей. Энтузиасты превратили Жизерку в лучший чешский лыжный марафон. О трагедии до сих пор напоминает минута памяти во время церемонии открытия.

До старта у нас еще было три дня, заполненных всякими приятными делами. Дом, с забронированными для нас местами, нашли почти сразу. Симпатичное местечко на склоне горы, рядом с католическим костелом. Жилье незатейливое, с обычным для Европы набором удобств,  зато есть кухня, до стартовой поляны всего пять минут ходьбы и хозяйка хорошо говорит по-русски. На лыжи мы встали всего через пару часов после приезда.  Дул сильный ветер, мела поземка и видимости почти не было. Но трасса в отличном состоянии, со стадиона уходит  сразу вверх, в горы. Слегка размявшись на лыжах после дороги, прогулялись по единственной улице городка и зашли в ресторанчик при отеле «Жилинек». Цены и качество пищи приятно удивили, готовить самим сразу расхотелось. Официант улыбался нам, как своим старым знакомым. Следующий день решено было целиком посвятить лыжам, чтобы за оставшиеся два дня успеть отдохнуть, получить номера и разобраться со смазкой.

С утра  пробежался по городку, чтобы немного растрястись и окрестности посмотреть. Снег, ветер, темень, никого вокруг – все спят, два часа разницы с Москвой. Сугробы по крыши, но дорожки прочищены. Просыпаясь, я слышал, как какой-то механизм затемно боролся со снегом.  Дорожка, ведущая к одному симпатичному домику, обозначалась фонарями, просвечивающими из-под снега прямо под ногами. В общем, оставил я след своих кроссовок на заснеженных дорожках Бедрихова, так никого и не встретив. Лишь однажды, вдалеке, между снежных вихрей мелькнула одинокая фигура на лыжах с небольшим рюкзаком. У кого-то, видимо, большие спортивные планы на сегодня. Вокруг десятки километров хорощо подготовленных лыжных трасс, беги хоть в Польшу. Как следует взбодрившись, возвращаюсь домой, в сонное царство. Завтрак я честно заработал. С рассветом и снег, и ветер поутихли. Легкий морозец, отличная погодка для классики. Стартуем в 10 с лыжного стадиона. Трасса хоть и присыпана свежим снежком, широкая и жесткая, уводит все дальше и дальше от Бедрихова. На перекрестках столбы с указателями, названием места и картой. А места красивые, - Nova Luka, Blatny Rybnyk, Jizerka, Smedava, Pod Ptaci Kypy, Hrebinec. Правда интересные названия – один Блатной Рыбник чего стоит. Чешский язык вообще довольно забавный. Вот, например, фраза «Vyhazovat peníze z okna».  Нет, нет, это совсем не то, что вы подумали. По-русски это бросать деньги из окна, «бросаться деньгами». Перед поездкой никак не предполагал, что будут сложности в общении с братьями славянами. Поток знакомых по звучанию, но лишенных какого либо смысла слов неоднократно повергал меня в полное смятение при попытке пообщаться с чехами. Но все компенсировалось спокойным, добрым, веселым нравом всех встретившихся на моем пути Дворжаков, Гашеков, Швейков, Гусаков, Резаков и других местных жителей. А вот когда через пару часов движения на лыжах я понял, что немного забурился, вокруг не было никого. Опять пошел снег, поднялся ветер, видно было, мягко говоря,  далеко не все. Минут пять я разглядывал карту на очередном перекрестке  и ничего не мог понять. Родного Бедрихова на ней не было. Лыжни веером расходились в разные стороны. Куда двигать дальше из этого центра Европы – непонятно. Еще пять минут я крутил головой, пытаясь чутьем угадать направление. Ржавая табличка с поблекшей надписью, с тихим скрипом болтающаяся на самой вершине столба, указала путь к Бедрихову. Конечно, у меня с собой было теплое  питье, и одет я был прилично, но оставшиеся двадцать пять километров до дома шел максимально экономя силы, на всякий  случай. Вместо запланированных двух с половиной часов, получилось четыре с половиной, зато я побывал … даже толком не знаю где. Местные красоты остались скрытыми снежной завесой, за всю прогулку удалось сделать всего пару кадров. Зато так хорошо было, после горячего душа и горячего чая, лежать на кровати и глядеть, как красиво отсвечивают сосульки на карнизе соседнего дома, и продолжает кружить пурга. Нужно будет обязательно это сфотографировать – с этой мыслью я вроде и заснул. Завтра день отдыха, едем вниз, в Либерец за номерами.

Погода испортилась – ветер и морозь. Еще не дождь, но уже не снег. Туман, сыро и зябко. По узкому серпантину, усыпанному гранитной крошкой, автобус сползает в Либерец. По пути наблюдаем пасущихся вдоль дороги оленей, живописные заброшенные строения и заиндевевшие гранитные скалы. Оргкомитет гонки обосновался на первом этаже большого торгового центра. Получив номера, заодно и по магазинам побродили. Всего много и все дорого. В Бедрихов вернулись затемно, как раз к церемонии открытия гонки. Решили заскочить домой, согреться горячим чаем. Вот за второй чашкой нас и застал фейерверк, означающий окончание  мероприятия. Так что остаток вечера мы разминали пальцы пультом спутникового телевизора, в надежде найти что-нибудь понятное, не чешское. На улице творилось теперь уже форменное безобразие – шел дождь, дорожки вокруг дома обледенели и, возвращаясь с ужина из нашего любимого ресторана «Жилинек», я пару раз вставал на четыре кости, чтобы одолеть пригорок, на котором стоял костел и наш дом. Деревья с шумом разгружались от снега, сосульки под карнизом дома, которые в темноте так красиво подсвечивались фонариками, отвалились и теперь торчали внизу, так и не снятый кадр безвозвратно ушел. Погода обещала интересную гонку классикой.

С утра дождь и +4. Мажу тренировочные лыжи похожим на клюквенное желе красным клистером и иду пробовать.  Стартовая поляна вся уставлена  палатками с лыжной амуницией, спортивной одеждой и питанием. Торговля идет бойко. Работают смазчики-сервисеры. За 15 евро делают колодку, то есть держание. Я надеюсь на свои способности, зря что-ли  тащил с собой через границу столько мазей? Добегаю по знакомой теперь  трассе до Новой Луки, возвращаюсь. Не блестяще, но терпимо. Вариант смазки прорисовывается. Потолкался около смазчиков, посмотрел, что профессионалы за деньги кладут. Но  все больше тревожит другая тема – сразу после гонки мне нужно в аэропорт. После утреннего разговора с нашей хозяйкой Соней, решаю взять билет на автобус до Праги заранее. Есть опасения, что в воскресенье студенты будут возвращаться из пригородов на учебу в столицу и мест на всех не хватит. Так вымокший и с липкими от мази лыжами в руках я и сел на подвернувшийся автобус до Либереца.  Успокоился только когда доехал до касс и купил билет на нужный рейс. Остаток дня прошел в наблюдениях за погодой. Будет ночью подмораживать или нет? Наконец лыжи готовы. Настраиваюсь на спокойное начало, чтобы на первом многокилометровом  подьеме не оставить все силы, которые  мне после финиша пригодятся для быстрых сборов, переезда в аэропорт и перелета в Вену, где еще предстоит  до утра ждать рейс на Москву. Тяжеловаты после марафона такие мытарства. Зато эти мысли хорошо отвлекают от завтрашнего старта и, глядя на мокрые крыши за окном, я спокойно засыпаю до утра.

            Погода и не думала  меняться, +3, туман, хорошо еще, что осадков нет. До старта успел лыжи попробовать, вроде держит. Встаю в свой первый стартовый карман сразу за  элитой. Народ мечется по поляне, музыка орет, диктор что-то вещает, вертолет с телевизионщиками в воздухе кружит – все готово. Ну, поехали! Первые метров 400 пешочком, пара заторов, потом разошлись и побежали уже по-серьезному. Я, как и планировал, начал с ленцой, сам не обгонял, но и себя в обиду не давал. После первой десятки стала прорисовываться картина, кто как готов, у кого как лыжи работают. На спусках от меня уезжали, на  подьемах я их доставал, но не всех. После двадцатого километра начал включаться по настоящему и рубиться с теми, кто вокруг остался. Лыжи держали хорошо, так что удавалось спокойно закатывать в подьемы, в то время как народ в большинстве своем запихивался, скрипя зубами или вообще «елочкой» корячился. Меж тем наверху туман рассеялся, открылись такие виды, что хоть бросай бежать и смотри вокруг, наслаждайся природой. Но ворон по сторонам считать было некогда, снег раскисший, палки местами проваливались по ручки, сломать – раз плюнуть. Кто слишком засматривался в себя или вокруг, оставался без палок. После сорокового километра запахло финишем, сил у меня оставалось достаточно, чтобы прибавить и ускориться, а тут и спуски начались. Мои лыжи скользили средне, приходилось непрерывно толкаться палками, очень не хотелось отставать от сложившейся по ходу гонки компании. А вот и Бедрихов, стартовая поляна. Большой пятидесятикилометровый круг по Жизерским горам заканчивается небольшим кружком по озеру и финишной  прямой. Десятый марафон WorldLoppet завершен и можно назвать себя мастером WorldLoppet. Осталось только отослать документы в Италию, в оргкомитет, и дело в шляпе. После финиша сильно нигде не задерживаясь, бегу домой. Душ, чай, сборы вещей, упаковка лыж. К возращению моих спутников я уже готов к отьезду. Из окна автобуса наблюдаю толпы усталых радостных людей с лыжами в руках. В Либереце  успешно занимаю свое место в экспрессе, под завязку заполненном студентами, уткнувшимися в коммуникаторы, ноутбуки и прочие электронные девайсы. Через несколько часов мое движение замирает до утра в аэропорту Вены. После марафона лучше ночевать дома, лежа в постели. Это я вам точно говорю. Но все заканчивается когда-нибудь, даже романтическая ночевка в одном из лучших городов Европы. Набитый соотечественниками самолет сел точно по расписанию в Домодедово. На этот раз и из самолета выпустили быстро, и пограничники не перекуривали, и багаж привезли почти без задержки. Да и поезд показался уютным и спокойным, может быть из-за постоянного пития купленного в Праге китайского чая «Пу-Эр», который мой обезвоженный гонкой  организм воспринимал с желанием и благодарностью. Нет, определенно, наметился позитивный тренд, ничего не могу  плохого сказать про первые шаги по родной земле. А ровно через неделю в Домодедово в зале прилета взорвался террорист. Среди пострадавших были и пассажиры рейса из Вены, которым я так удачно вернулся домой…

 

Счетчики:  Фото

Rambler's Top100

Спорт Экстремальный портал VVV.RU

 
   
 

   Кузнецов Владимир.

Главная | Вверх | Фотогалерея | История | Описания маршрутов | Форум | Ссылки | Cтраница памяти

   свои предложения и пожелания просьба
   присылать на мыло rededa@mail.ru